Вторник, 23.04.2024, 23:58
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Мини-чат
Дуслар

Шигапова Альвина Шамсиевна сайты

Главная » 2011 » Апрель » 28 » Каюм Насыйри укулары
23:42
Каюм Насыйри укулары

                                                                                         Введение

Каждый ученый - просветитель оставляет свой след в истории философии. Каюм Насыри - не исключение. В конце XIX века наметились прогрессивные идеи о необходимости формирования татарской национальной школы. Каюм Насыри внес бесценный вклад в создание светского образования своего народа, явился одним из первых новаторов реформистского течения. Энциклопедический склад ума Каюма Насыри во                     многом  определяется традициями его семьи.





Каюм Насыри (Жизнь и творчество)

  Габделькаюм  Габденнасырович Насыров - Каюм Насыри - родился 2 (14) февраля 1825 гола в деревне Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской Губернии (ныне с.Малые Ширданы Зеленодольского района Республики Татарстан). Отец и дед его были образованными людьми. Детские годы Каюма Насыри прошли в родной деревне. Первоначальное образование он получил в мектебе своего отца. В 1841 году Каюма Насыри привезли в Казань и отдали в медресе пятого прихода, где он и учился до 1855 года.                                                                                                                        В 1855 году Каюм Насыри получил предложение занять должность преподавателя татарского языка в Казанском духовном училище. Таким образом, педагогическую деятельность Каюм Насыри начал в русском учебном  заведении. В последующие годы он стал преподавать татарский язык в Казанской духовной семинарии. Всю свою жизнь Каюм Насыри посвятил литературной и научной деятельности.                                                                                                                Каюм Насыри рисовал и чертил. Для своих календарей он начертил множество географических карт, например, карту восточного полушария в календаре за 1878 год, карту сел Казанской губернии в календаре за 1881 год и т.д. Почерк К.Насыри был изумительно красив. Все свои произведения он переписывал собственноручно, как первоклассный каллиграф. Каждое произведение он сшивал очень аккуратно.                                                                Вообще Каюм  Насыри был богато одаренным, всесторонне развитым человеком своего времени. Он очень любил музыку. Современники указывают, что он умел играть на нескольких инструментах, например, на кубызе и курае.

Каюм Насыри любил и знал природу. В своей книге "Феваки Иелжөләса фил әдәбият» («Плоды для собеседников по литературе») он говорит: «Мудрецы утверждают, что вид зеленой травы, журчащей речки, красивого милого личика дает отдых зрению, заостряет ум; они уверяют, что три вещи - зеленая мурава, прекрасная возлюбленная и журчащий ручеек - уничтожают печаль».                                                                                                                                     Он очень любил общаться с народом. Когда он приезжал в родную деревню, тотчас, не заходя еще в дом, останавливался у группы мальчишек, собравшихся по случаю его приезда, заставлял их петь, плясать и щедро наделял их за это подарками. Особенно любил он беседовать со стариками, собирая материалы по истории и фольклору.  Вообще ,Каюм Насыри был богато одаренным, всесторонне развитым человеком своего времени. Богатейшее литературно-научное наследие Каюма Насыри перешло как бесценный дар к молодому поколению, обогащая его демократическими традициями, духовными ценностями великой русской культуры.Вышедшие в начале XX века на арену литературной деятельности татарские писатели начинают  свою работу с изучения трудов Каюма Насыри. Поэты М.Гафури и Г.Тукай, основатель татарского театра Г.Камал в автобиографических очерках вспоминают, что они с самых юных лет с увлечением читали произведения Каюма Насыри.

Просмотров: 3964 | Добавил: Sasha116rus | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0


добавить Добавить комментарий